ВЫСТАВКИ ЮВЕЛИРНЫХ ДОМОВ

dom kartjeКогда-то находились люди, которые уверяли, что мода – не более чем бизнес и к искусству отношения почти не имеет. Чем объясняется новая тенденция – интерес музеев к моде? За последние два года мы смогли увидеть несколько грандиозных выставочных проектов с участием ювелирных домов. На первое место можно поставить выставку Cartier в Успенской звоннице Московского Кремля (2007 год) и выставку Tiffany в Somerset House в Лондоне (2006 год).
«Картье. Инновации XX века»

Выставка “Картье. Инновации ХХ века” была посвящена революционным изобретениям Дома в ювелирном искусстве. Было представлено более 160 изделий, созданных с 1900 по 1980 гг. и эскизы к украшениям. Особенно поражали вещи с изображением экзотических животных (например, украшение с двумя крокодилами) и редкости (шпага, созданная по эскизу знаменитого французского художника Жана Кокто). Свою задачу устроители выставки объяснили так: показать творческую лабораторию дома Cartier.

Аналогичные цели преследовали и организаторы выставки Bejewelled by Tiffany, 1837-1987 (“В украшениях от Тиффани, 1837-1987”) в Somerset House. В рамках проекта были представлены 180 предметов из архивов американского ювелирного дома, причем многие из них никогда раньше не показывали широкой публике. Перед некоторыми стендами даже образовывались маленькие очереди, например, возле камеи с портретом основателя дома, Чарльза Луиса Тиффани. На выставке были вещи в античном стиле или на тему украшений эпохи Возрождения; изделия с индийскими, китайскими, японскими мотивами; украшения в стиле арт-деко 1920-х годов; совместные проекты с известными дизайнерами второй половины XX века – Эльзой Перетти или Паломой Пикассо.

Тот же Somerset House летом и осенью 2007 года провел выставку Seaman Schepps (1881-1972): America’s Court Jeweller (“Симан Шеппс: придворный ювелир Америки”). Дом Schepps не так хорошо известен в Европе, но клиентами были Коко Шанель, герцогиня Виндзорская, Марлен Дитрих, а также обитатели Белого Дома.

Кроме обзорных выставок есть и другие проекты. Sotheby’s второй год подряд устраивают выставку-продажу современных британских ювелиров London Rocks (“Лондонские камни”). В этом году в проекте приняли участие самые известные мастера, украшения которых то и дело мелькают на красных ковровых дорожках: Стивен Вебстер, Пиппа Смол, Тео Феннелл и многие другие. Ежегодные выставки были задуманы Джоанной Харди, директором ювелирного отдела Sotheby’s, как реакция на тенденцию последних лет. Украшения современных ювелиров теперь покупают не только для того, чтобы носить, но и для частных коллекций ювелирного искусства. Вкладывают в них деньги с “прицелом на будущее”.

ЛЕГЕНДАРНЫЕ МОДНЫЕ ДОМА
Нью-йоркский музей Metropolitan дважды за последнюю пару лет проводил выставки модных легенд: в 2005 году это была выставка, посвященная дому Chanel, в 2007 – дому Paul Poiret. Поля Пуаре называют своим учителем многие современные дизайнеры – Джон Гальяно, Иссэй Миякэ, Жан-Поль Готье. Пуаре создал новый тип корсета, ввел в моду сначала античный силуэт с повышенной талией, а потом восточную экзотику. Поля Пуаре считают первым кутюрье XX века. Многие из его экстравагантных и ярких, но лаконичных вещей кажутся созданными буквально вчера.

dom shanelДом Chanel в последние годы оказался одним из самых активных в области выставочной деятельности. Стоит ли удивляться: моду ХХ века совершенно невозможно представить без коллекций и философии дома Chanel. К тому же Шанель была дружна с известными художниками, артистами и композиторами своего времени, с Пикассо, Кокто, Сержем Лифарем, Стравинским. В 2005 году музей Metropolitan представил 50 предметов одежды и аксессуаров, не только из архивов дома Chanel, но также из фондов самого музея и даже хранилищ лондонского музея Виктории и Альберта. Акцент в этом выставочном проекте был поставлен именно на эволюцию модного стиля Chanel. Осенью 2007 года посвященную Chanel выставку представил и московский музей им. А.С. Пушкина. Концепция этого проекта абсолютно другая: показать ассоциации между стилем Chanel и шедеврами авангардного искусства ХХ века. Вещи из коллекций модного дома и архивные фотографии экспонировались на фоне картин Гейнсборо и Констебля, Ренуара, Пикассо, Александра Родченко, Михаила Ларионова и Энди Уорхола. Выставка была построена на новаторском восприятии главных тем творчества Шанель: черного, красного, золотого цветов и тканей джерси и твида.

Этими масштабными проектами не исчерпывается выставочная деятельность дома Chanel. Осенью 2007 года на Венецианской Биеннале Карл Лагерфельд и знаменитый архитектор Заха Хадид представили проект Mobile Art. Главная тема: интерпретация современными художниками одного из самых прославленных аксессуаров модного дома – стеганой сумки, придуманной Шанель в 1955 году. 15 художников из разных стран (в их числе и российский) создали свои версии “сумки”: в живописи, скульптурных объектах и инсталляциях. Все экспонаты разместились внутри архитектурного “кокона”, спроектированного Заха Хадидом.

Еще одним глобальным героем истории моды ХХ века стал Кристобаль Баленсиага. В 2006 году в Париже состоялись сразу две выставки, посвященные его модному дому. Первая прошла в Фонде Моны Бисмарк – его любимой клиентки. Организаторы сосредоточились на том, чтобы показать, как мода рождалась в результате взаимопонимания кутюрье и клиентки. Поэтому на выставке можно было увидеть не только модели одежды от Balenciaga, но и фотографии самой Моны. Совсем по-другому подошел к организации выставки Balenciaga в Musee des Arts Decoratifs Николя Гескьер – современный креативный директор дома Balenciaga. “Мы хотели поместить работы Кристобаля Баленсиаги в контекст современной архитектурной среды, – сказал Гескьер, – чтобы показать, насколько они актуальны”. Так на выставке появились манекены со светящимися глазами, лазерные проекции, голограммы, видеофильмы.


ЮБИЛЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ

Выставки в честь юбилеев модных домов становятся традицией. Среди самых заметных проектов можно назвать ретроспективу Valentino в римском музее Ara Pacis в 2007 году. Не менее значительная выставка проходит в парижском Musee des Arts Decoratifs , и посвящена она 20-летию дома Christian Lacroix. Выставка Coats дома Max Mara стартовала в 2016 году в Берлинском государственном музее и будет путешествовать по миру, показывая историю триумфа одного из самых известных модных домов Италии. Выставка The Golden Age of Couture в лондонском музее Виктории и Альберта (осень 2007 года) посвящена 60-летнему юбилею стиля new-look, созданного Диором в 1947-м году. Лондонский Design Museum в октябре 2007 представил выставку, посвященную десятилетию модного дома Matthew Williamson.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *