Почему мы любим и участвуем в ток-шоу

tok shouПочему мы любим ток-шоу и даже соглашаемся в них участвовать, решила разобраться наш автор Ирма Шпак. Год она проработала редактором рейтинговой программы «разговорного жанра». 

Современное ток-шоу – универсальный психоаналитик всероссийского бессознательного. Здесь исповедуются в том, о чем принято молчать. Это стыдно смотреть, но мы смотрим, борясь со смехом и непрошенными слезами. Кто из нас хотя бы раз в жизни не следил с интересом за эмоциональными баталиями героев ток-шоу: политического, спортивного, криминального, женского, эзотерического. В успешном ток-шоу обязательны три составляющие: отзывчивая аудитория, откровенные герои, забияки-эксперты и душка-ведущий.

Гвоздь программы
Американцы называют ведущих ток-шоу anchor, то есть человек-якорь. Он не должен быть красавцем, он «один из нас». Он свободен, но не развязен, уверен, но не самоуверен, мудр, но не умничает, с ним можно посоветоваться «по секрету всему свету». Именно его магнетическая личность заставляет нас включать телевизор в положенное время, записываться на участие в шоу в качестве героя и вызываться похлопать на съем-ках в зрительном зале. Благодаря харизме Дмитрия Нагиева на съемках легендарной программы «Окна» никогда не было проблем с заполняемостью зала (что уж говорить про зрительские рейтинги). Молодые люди резюмировали, что Нагиев – «угарный чувак», девицы брони-ровали первые ряды в студии.

В предлагаемых обстоятельствах
И вот появляется первый гость программы. Она так смущена (пусть это будет женщина средних лет), с трудом подбирает слова. Все, закончила, глаза в пол, раздавлена собственной откровенностью…
Нет, не зря потратили тысячу рублей на гонорар актрисе пермского ТЮЗа! Подействовало, рейтинг сегодня обеспечен. Вообще, тысяча – магическая сумма для записи ток-шоу, меньше можно, больше никак. Ушедшие в небытие «Окна», «Большая стирка», «Семейные страсти», «Девичьи слезы», «Что хочет женщина» расплачивались с исполнителями ролей «героев» именно по этому тарифу. Для актрисы Лидии Сергеевны (47 лет, фамилию, конечно, не называем), участие в ток-шоу – это шанс подработать. «У «народных» и то многолетние простои в театре, хоть они и известные, и любимые. А что уж говорить обо мне. Но они могут в сериале или кино сняться, а для меня участие в ток-шоу – заработок, – рассказывает она мне в перерыве. – Почему согласилась? Мне были нужны сапоги, а денег не было». Ее напарник по телеподставе Артур (36) – бывший актер, ушел из профессии, хотя его данные сохранись в картотеке «Мосфильма». Перед зрителями Артур и Лидия Сергеевна изображали сложные романтические отношения с драматической разницей в возрасте и размере жилплощади. Своим дебютом на телевидении Артур доволен: «Давно не выходил на сцену, не ожидал, что буду так мандражировать… Мне позвонила приятельница, редактор этой программы, предложила поучаствовать в качестве героя. От меня требовалось выучить слова и разыграть придуманную автором сцену. А я по типажу подходил, искали «молодого Мика Джаггера». После эфира мне очень много народу позвонило! Парадокс, но самый большой отклик получил тогда, когда сменил профессию».

Мнение  эксперта
ГЛЕБ КОНСТАНТИНОВ,
психолог
Нравственный закон – он подвижен. Движение границы между нормой и патологией в таких проявлениях массовой культуры, как ток-шоу, незаметно сдвигается в сторону патологии. Не нужно забывать, что телевидение – мощное средство регулирования этой границы в обществе в целом. У выступающего на ток-шоу с исповедью возникает иллюзия утверждения своей значимости в мире. В этот момент он или она уверены, что они такие же, как Путин, Заворотнюк или Волочкова! На самом деле эти участники, к сожалению, – только расходный материал для создания очередной передачи, и участие в съемках, безусловно, может нанести психологический вред людям с подвижной психикой. Мнение участника
ДМИТРИЙ, 45
Всего один раз принимал участие в съемках, но зато в США. «Нас, русских специалистов, повезли на местную телестудию. Несколько удивила ведущая – худая, на мой взгляд, страшная, в мешковатом розовом платье. А когда смотрел эфир, все понравилось, увидел симпатичную ведущую, не вызывающую никакого отторжения. Американцы, вообще, серьезно к этому относятся, они будут хранить кассету с записью, показывать ее гостям».

15 минут славы
Телевидение еще по-прежнему для многих людей является миром избранных. И на ток-шоу целых сорок минут эфира можно побыть в их компании. Москвичка Светлана Степановна (46) решила прийти на ток-шоу вместе со всей семьей – пятеро детей и муж. «У нас со свекровью стойкая неприязнь вот уже 25 лет. Она считает, что я не пара ее сыну. Я – неразумная, дерзкая, экзальтированная. Она обо мне говорит обычно: «Ходит в бантиках, как девочка, занимается ерундой – пишет стихи, опять беременная». А у меня есть неосуществленная мечта – опубликовать книгу стихов. Когда шла на съемки, думала, может, кто услышит и станет моим меценатом».
Тридцатилетний Андрей сам позвонил в редакцию, из чувства сладкой мести вызвался в «герои». «Хотел, чтобы увидел меня муж моей любимой женщины. Она три года не может решиться уйти от него, я замучился ждать. Пусть мой пример будет предупреждением другим мужчинам».
И все же больше всего желающих попасть на игровые передачи. Здесь не требуется выворачивать душу наизнанку, при этом народная слава обеспечена, если сумеешь ответить на вопросы правильно и быстро. Марине (23) еще и повезло, она выиграла миллион в программе «Интуиция». О подарке судьбы она вспоминает с радостью: «Никогда и никуда не ходила сниматься. На эту программу пригласил друг, он работает на канале. Неожиданно для себя прошла кастинг, было даже весело. Я сама себе понравилась на экране. И ведущий такой милый…»

ЛЮДИ ПРИХОДЯТ В ТЕЛЕСТУДИЮ В ПОИСКАХ
СПРАВЕДЛИВОСТИ, НАРОДНОЙ ЛЮБВИ И СЛАВЫ

Уникумы
В более «серьезных», но скучноватых ток-шоу «Принцип домино», «Короткое замыкание» вместо людей с улицы стали звать людей, которым нужна
узнаваемость. Вот певец, чей голос звучал из каждого кооперативного ларька, сидит на диванчике. Напротив примостилась рублевская жена. Она тоже записывается у себя в домашней студии, а пока дизайнер. Кстати, среди жен миллионеров несколько лет назад было модно сниматься в роли бедолаг-домохозяек на различных ток-шоу. Вероятно, репетировали. Теперь многие из них сами стали телеведущими.
В ток-шоу по законам драматургии нужен конфликт. А кто его грамотней создаст, как не коллега журналист. Поэтому их на ток-шоу зовут охотнее металлургов. Журналист не боится компромата, он выйдет на съемочную площадку, перевернет беседу с ног на голову, а режиссеру радость! Редактор журнала или газеты заранее обговаривает с главным редактором программы главное – титры с названием издания и его внятное произнесение ведущим. В противном случае сидение в жаркой студии будет лишь актом журналистского мазохизма.
Все в том же «Принципе домино» практически ни один выход в эфир не обходился без присутствия депутата. Любой – косноязычный, осторожный, упертый на своем, буйный, застенчивый – представитель законодательной власти придавал статус респектабельности передаче. Участие в ток-шоу, в свою очередь, обогащало партийную биографию депутата – будет что вспомнить после отзыва.
Особенно ценятся у директоров по кастингу талантливые люди. Причем талант может проявляться во всем: вязании, танце мумба, гипнозе, приготовлении омлета. Людей с выдающимися способностями разыскивают различными способами по всей стране, а уж если найдут такого, то можно быть уверенным, что зритель увидит его на всех каналах. Так, Олег (32) – парикмахер-самородок из Пскова – побывал во многих передачах. На глазах у изумленной публики он виртуозно и быстро сооружал из волос Биг-Бен, Эйфелеву башню, Останкинскую, статую Свободы. «У меня в разработке пятьдесят эскизов, – рассказывает Олег. – Зовут в разные передачи, я не отказываюсь, потому что нравится показывать свою работу. В моем городе после показа только в «Большой стирке» я стал известен, а мой салон – популярен».

Мечты Фрекен Бок
У съемочной бригады никогда не наберется столько родственников и знакомых, чтобы обеспечить полный зал на съемках передачи в течение сезона. Для этого существует должность редактора по зрителям. Его задача – собирать сведения о желающих посодействовать телеиндустрии, конечно, почти бесплатно. Большой спрос на юные, привлекательные лица во время съемок праздничных программ. Перед Новым годом кастинг-менеджеры подыскивают добровольцев, которые бы за 200–300 рублей в своих вечерних нарядах с 21 часа до 9 утра изображали радость. И желающие находятся. Объяснить это можно только волшебной силой искусства, точнее псевдо-причастностью к нему. «В нашей программе «Интуиция» «незнакомцы», профессии которых должен угадать участник, за съемку получают $150. Для всех одна цена, хотя одного могут угадать на первых минутах, а другой простоит до конца съемки, – рассказывает Майя Советникова, кастинг-продюсер канала ТНТ. – Многие из тех, кто соглашается участвовать, хотят понять, как воспринимают их окружающие. Вот мы, когда стоим в пробке, сами того не замечая, отгадываем, кто есть кто в соседних машинах: вон тот мужчина с усами – менеджер, а этот лысый толстяк – скорее всего, врач или инженер… Часто на съемки приходят студенты. Для них участие в передаче – заработок, встреча со звездой – приключение. Среди публики также много активных пенсионеров».

Мнение  эксперта
АЛЕКСЕЙ СЕТОВ,
мастер НЛП, эксперт программы «Интуиция»
Стремление выполнить поставленную задачу, овладеть навыками или идеями, добиться поставленной цели, достичь высокого материального уровня – это все называется в психологии мотивацией достижения. Для людей с ярко выраженной мотивацией достижения изначально интересны задачи среднего уровня сложности. Однако, когда задача усложняется, их возбуждение нарастает и они начинают проявлять еще большую настойчивость и активность. Именно таких людей отбирают для игровых ток-шоу в качестве игроков. Если же игрок с мотивацией достижения еще и получает удовольствие от возбуждения самого по себе, то он не остановится никогда. Именно такие шоу особенно захватывающи. И еще один вид мотивации достижения – популярность или, более строго, принадлежность к группе. Многие участники на ток-шоу ходят действительно для того, чтобы их заметили. Заметили друзья, родственники, чтобы можно было сказать: «Вот это я там!» Заметили продюсеры шоу и пригласили в следующий раз уже не в массовку, а на какую-то более заметную роль. А кто-то в качестве доказательства своей принадлежности собирает автографы у гостей шоу. Мнение участника
АЛЕКСАНДР, 22
А я, вообще, звезда программы «Устами младенца». Нас, все три первых класса школы №1531, что находится недалеко от Останкино, сняли с уроков и отвели в актовый зал. Там стояли декорации и аппаратура. Каждый по очереди должен был объяснить, не называя, любой предмет. Мне достались «гвоздь» и «зеленка». Показали. Помню, что стеснялся незнакомых людей, а не камеры, я ее и не заметил.

Снобы, молчать!
Конечно, сомнительное развлечение – сидеть с кружкой чая и следить за драмой в телестудии. Но так трогает рассказ одиннадцатилетнего мальчика-сироты о своей жизни, и даже закаленный Андрей Малахов украдкой смахивает слезы. Можно только догадываться, сколько звонков раздастся на следующий день в редакции программы, и, может, даже местные чиновники вдруг выполнят то, что должны делать по закону. Возможно, не зря директор интерната приехал со своим подопечным за правдой в столицу. Москва по-прежнему является последней надеждой. И если история твоей жизни кошмарна или невероятно абсурдна, то за откровенность ты можешь получить на федеральном канале от $500 до $1000, тебе помогут с дорогим адвокатом, устроят в престижную клинику. Им – рейтинг, тебе – решение проблемы. Живешь в телефонной будке, как Чебурашка? Работаешь парковщиком возле дома боксера Валуева? Вчера на помойке нашел почти годный тостер, только без провода? Зарплату не вовремя платят, а у других денег куры не клюют? Что ж, несправедливость – самая совершенная вещь на свете. Ждите, ждите, ваш звонок очень важен для нас…

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *