Одежда как знаковая система

Встречаем по уму, протягиваем ножки…

odezhda znakС древности до наших дней первое впечатление о человеке складывается по внешнему виду. Вот и стараемся по мере сил, возможностей, фантазии и вкуса выглядеть наилучшим образом. Мнения кинозвезд, домохозяек, философов, политиков и т. д. – почти единодушны. В первую очередь, важно соответствовать собственным представлениям о «лучшем образе», во вторую – канонам «лучшего образа» своей эпохи, а в третьих – моде.

Наши первые одежки выбирали нам родители, создавая себе желаемого малыша доступными им способами. Сколько мальчиков в малышовом возрасте принимали за девочек, а девочек за мальчиков – такой статистики, конечно, не существует. Как и не существует данных о том, сколько дяденек легко принимают за тетенек – и наоборот. Бэби вырастают, наступает самоидентификация, которая ярко проявляется в одежде. С какого момента ребенок хочет надеть только определенные вещи? У каждого – свой отсчет. Но именно с этого начинается наша декларация себя обществу.

Одежда – особая знаковая система. Ее язык богат и красноречив. Как много мы узнаем, лишь подняв глаза на собеседника. Одет с особой тщательностью и щегольством – хочет понравится и этого не скрывает, а может, просто любит себя баловать… Добротные вещи сочетаются со стоптанной обувью: не ясно, есть ли деньги, похоже, не хватает… Невыразительный свитер, джинсы и скучная куртка – явно не оригинал, совсем без изюминки…

А как еще сразу догадаться, строг человек или любит флирт; спокойно относится к возрасту или молодится; чистюля или неряха; гармоничен или раздираем противоречиями… Утонченный, интеллигентный? Так что не расслабляйтесь, всех изучают – чисто инстинктивно – каковы мы или какими кажемся.

Одежда украшает, преображает, уродует, лишает достоинства, изменяет до неузнаваемости, завлекает, интригует и отталкивает… Редко кто никогда не играл в эти игры, не мистифицировал, не рисковал. Все карнавалы и маскарады – не что иное, как грандиозные мистерии переодеваний!

Одежда согревает в холод и спасает от жары. Рассказывает о нас все или умалчивает о многом. Одежда может быть правдива, а бывает, лжет. Можно приводить массу примеров, но самые замечательные и универсальные – Золушка и Серый волк, принятый за родную бабушку.

Именно от того, что вы надеваете – какого цвета, какой длины и фасона, какого качества, как это смотрится на вашей фигуре, а также в контексте ситуации, окружения и сезона – зависит реакция окружающих на вас – сознательная и подсознательная. Впечатление добавляют прическа, макияж или его отсутствие, предметы (сумочки, зонтики, тросточки, очки, авоськи…), наличие украшений, их количество, оригинальность и прикидочная стоимость.

В начале марта в Париже и Милане мэтры высокой моды сделали свои заявки на осенне-зимний сезон 2004-го/2005-го. Модными будут «мальчишеский» и фантастический стили, а также ершистый коктейль из трудносочетаемых на первый взгляд вещей… Разлетающиеся юбки с абстрактными узорами, чуть присобранные сбоку полупрозрачные платья совершенно невообразимых силуэтов, шикарные маленькие кошельки-сумочки с застежками из фальшивых драгоценных камней, узкие эластичные ремни… Роскошные цыганские подолы, уютные шелковые и креповые жакеты, ботинки на устойчивых широких каблуках, замысловатые брюки, много металлических аксессуаров в виде застежек на ремнях, пряжек, и защипов для мини юбок… «Байкерские» жакеты, красно-белые твидовые костюмы и длинные узкие юбки – стойкие ассоциации со стилями «рок» и «панк», которые причудливо сочетаются с гламуром и элегантностью Голливуда…

Вот и попробуйте сохранить собственную индивидуальность в таком калейдоскопе!

Но до осени еще дожить надо, а Valentino уже сейчас советует женщинам вернуться к идеалу красоты 1930-х годов. Последний писк – меховые боа, мужские сорочки, галстуки и шейные платки. Амбициозность, элегантность, обольстительность Марлен Дитрих… Провокация и шок.

Режущие глаз сочетания цветов популярны этой весной и перекинутся на лето. Неужели едкие до оскомины кислотные краски выражают наше настроение? Да, пожалуй, правильно сказал когда-то Бернард Шоу: «Мода – это управляемая эпидемия».

К счастью, у этой очереди не слишком длинный хвост. И те, кого мы каждый день встречаем на улицах, в транспорте, в кафе и в учреждениях, в гостях и на детских площадках больше думают о собственном комфорте и удовольствии в одежде, чем о том, как помощнее эпатировать окружающих своим внешним видом. Вот эти-то встречные и становятся возможными объектами нашей вольной и невольной аналитической деятельности, с ними мы непрестанно вступаем в диалог впечатлений.

Часто даже близкие люди подают нам самые разные сигналы одеждой. Ваш муж стал особенно тщательно подбирать рубашку в тон свитеру – внимание, у него повысилась самооценка и интерес к своей внешности… Ребенок стал крутиться перед зеркалом, примеряя то одно, то другое – вырос ваш ребенок, а может, уже и влюблен… Подруга открыла дверь в застиранном халате вместо домашнего костюма – заболела или выбита из колеи…

Выбор одежды – дело ответственное. К нему надо подходить одновременно творчески и рационально. Рекомендаций для каждого типа фигуры, роста, возраста, положения – масса. Всем понятно, что цыганские подолы и кислотно-щелочные расцветки не для всех, а уж тем более – не по каждому случаю. Люди придумали себе этикет и правила, нарушать которые следует осмотрительно и остроумно. Исключительно для ореола неповторимости.

Итак, пока мы существуем – одеваемся! И знающие люди не зря советуют во всем придерживаться здравого смысла. Всегда и везде. Вне очереди. Это – непременный залог ваших достижений и вашего успеха.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *