Искусство — в шоппинг

joko ono vystavka

Очки Джона Леннона. Фотография Йоко Оно. 1980 год.

ФРЕСКИ И РИСУНКИ
Если дизайнеры и владельцы бутиков решают украсить стены или фасады росписями, то художнику важно угадать настроение марки, ведь рисунки на стенах невозможно менять часто. Не так давно в Берлине открылся новый бутик Comme des Garcons (арт-директор проекта – Томас Цайтлбергер).

Коллекции Comme des Garcons нередко выдержаны в черных тонах, поэтому Цайтлбергер остановился на черно-белых фресках, напоминающих декорации японского театра теней. Совсем другие по стилю росписи стен можно видеть в лондонском бутике Stella McCartney на Братон-стрит. Дизайнер Джонатан Кларк (Universal Design Studio) решил, что легкое и женственное настроение коллекций Стеллы отразят фрески, напоминающие рекламные плакаты Альфонса Мухи – художника начала XX века. Бразильский дизайнер Alexander Herchcovitch выбрал для оформления фасада своего магазина в токийском районе Сарукагутё черно-белую графику, напоминающую татуировки амазонских индейцев. Атмосферу итальянской виллы создают в московском бутике Brunello Cucinelli росписи на стенах, имитирующие старинные фрески.

СКУЛЬПТУРА И ИНСТАЛЛЯЦИИ
Росписи стен создают нужное настроение, но их персонажи не способны выйти в реальное пространство магазина. Для этого требуются трехмерные объекты: скульптура, инсталляции, видеоэкраны.

Например, Том Форд в новом бутике на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке поместил сюрреалистические скульптуры Ганса Арпа и покрытые разрезами картины итальянского художника Лючио Фонтана.

В бутике Prada в Лос-Анджелесе (архитектор Рэм Коолхаас) размещены экраны с меняющимися фотографиями произведений искусства или европейских городов. Рядом на табло выводится статистика, например, сколько фруктов съедается в мире за день. Флагманский бутик Louis Vuitton в Париже сделал ставку на сотрудничество с современными художниками. Джеймс Таррелл разработал световую инсталляцию на тему реинтерпретации классических сумок Louis Vuitton. Американец Тим Уайт-Собьески разработал видеоинсталляцию “Альфа”, которая проецируется на лестницу размером 20х2,5 метра. С мая 2007 года здесь можно увидеть видеоинсталляции турецкого художника Халука Акакче. Чтобы воплотить в жизнь проект Акакче “Движение сквозь зеркальную поверхность”, понадобилось 12 гигантских экранов.

БУТИК КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ
В последнее время многие магазины предоставляют часть пространства под выставочные проекты. Верхний этаж бутика Louis Vuitton на Елисейских Полях отдан под художественную галерею. В московском бутике James выставки проводятся в подвальном этаже. Новый магазин Dr. Marten’s в лондонском Ковент-Гарден является синтезом магазина и галереи “импровизационных” художников. На стенах бутика сменяются граффити, фрески, рисунки и даже написанные от руки сборники поэзии.ЦУМ в начале лета 2007-го провел выставку Йоко Оно “Одиссея таракана”: фотографии, фильмы, инсталляции и даже “стена отзывов”, на которой посетители выставки оставляли комментарии. Причем ЦУМ отвел под проект Йоко Оно отдельное помещение.

Чем объясняется увлеченность магазинов художественной темой? Во-первых, появление инсталляций, скульптур и фотографий в бутиках подчеркивает художественную сторону создания одежды. Во-вторых, покупатели устали от однообразных рядов кронштейнов с одеждой. Чтобы привлечь в магазин публику, необходимо предложить ей не просто шоппинг, а новые впечатления и эмоции. Когда Рэма Коолхааса спросили, не отвлекают ли клиентов экраны и видеоинформация в бутике Prada, он ответил, что иногда отвлечься в процессе шоппинга необходимо. Так можно по-новому увидеть представленные вещи. И наконец, не у каждого есть время на то, чтобы в выходной день успеть и в магазин, и в галерею. Получается, что бутики выигрывают от появления в интерьере произведений искусства, а художники получают шанс обратиться к большему числу людей.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *