Что такое городской лагерь?

gorodskoi lager detiКто не слышал о городских лагерях — тех самых, куда дети обычно ходят поневоле? Остался ребенок на лето в городе, а присмотреть за ним некому, вот и отдают его родители в городской лагерь — все под надзором. Но нашлись педагоги, которые придумали, как сделать жизнь ребят в таких лагерях интересной и увлекательной.

УЧЕНЫЕ с развлечением

Часов мало — идей много

Учителя, ведущие в школах уроки потребительских знаний, нередко жалуются на нехватку учебного времени, ведь официально школьная программа отводит на этот предмет всего несколько часов. Многие выходят из положения, организуя факультативы, однако, когда ребята всерьез увлекаются проблемой, им и этого кажется мало. Хорошая идея — организация потребительских лагерей, но большинству регионов об этом приходится только мечтать. Педагоги из Тулы, Котласа, Дзержинска Нижегородской области, Чебоксар нашли другой выход: они решили использовать городские лагеря для проведения занятий по потребительскому праву.

Такие лагеря располагаются, как правило, в школах, и не требуют дополнительных финансовых затрат. Специально организовывать их не нужно — они и так существуют по распоряжению городских органов образования. Задача педагогов, которые работают здесь с детьми, заключается в том, чтобы сделать лагерную жизнь интересной, насыщенной. Вот тут и приходится ‘ко двору’ потребительская наука — живая, прикладная, не похожая на традиционные школьные дисциплины. А ‘изюминка’ заключается в том, что все полученные знания можно тут же проверить в близлежащих магазинах и предприятиях обслуживания.

Представьте себе: идет ватага ребятишек на рынок, делает там покупки, а за ними следует человек с видеокамерой и все их действия оперативно снимает. Есть от чего затрепетать работникам рынка. Первая мысль: с телевидения приехали. И невдомек им, что это ребята из городского лагеря учатся грамотно делать покупки, а заодно снимают учебный ролик.

Конечно, не все время дети проводят в походах по магазинам. Разнообразие мероприятий зависит от фантазии и энтузиазма учителей.

Котлас

Педагог из Котласа Олег Михайлович Кривель уже несколько лет наряду с экономикой преподает основы потребительских знаний. Работу в лагере он воспринял как прекрасную возможность заняться любимым делом с теми, кто уже посещал его занятия, и с новичками.

В летнем лагере при лицее ? 3 под началом Олега Михайловича оказалось три десятка ребят с седьмого класса по десятый. Их поделили на группы по шесть человек, каждая из которых придумала себе девиз, визитную карточку. Кроме того, решили отражать хронику жизни лагеря на специальных плакатах: на длинной дороге, ведущей к замку, каждая группа получила свое место; если день прошел успешно, отряд продвигался на 4 шага вперед.

С удовольствием играли школьники в компьютерные игры, но не в любые, а тоже ‘с прицелом’. Например, стала любимой игра ‘семейный бюджет’ с тестами, вопросами по законодательству о защите прав потребителей. В эту игру, которая ставит участников в реальные жизненные ситуации и помогает найти разумный выход из них, дети играли каждый день. Ведь на самом деле делать выбор не так просто: нужно решить, куда пойти (на рынок, в магазин, в институт, в казино и т.д.), как потратить деньги, куда их вложить, что продать. Компьютер при этом фиксирует и оценивает действия играющего.

Скучать не приходилось. Ребята разгадывали тематические кроссворды, ‘резались’ в настольные игры с экономическим и потребительским уклоном, в частности, в лото, придуманное и разработанное сотрудниками КонфОП.

Далеко не каждый участник лагеря имел до этого хоть какое-то представление о потребительском движении, но в процессе дети так увлеклись идеей, что к концу смены стали единомышленниками.

Конечно, не только делами потребительскими жил лагерь. Ведь каникулы — это прежде всего отдых. Погода стояла хорошая, ребята успевали и побегать, и искупаться, даже в поход ходили с ночевкой.

Популярность лагеря, которым руководил Кривель, оказалась так велика, что в конце смены ребята подходили и спрашивали, как можно записаться в него на следующий год.

— На будущий год должно быть еще интереснее, — убежден Олег Михайлович. — Я знаю, что в одной из школ собираются создать свой лагерь с потребительским уклоном. И мы сможем устраивать встречи, конкурсы, соревнования не только внутри своего лагеря, но совместно с ‘коллегами’ по интересам.

Тула

В Туле экономический лагерь для старшеклассников ‘ЭЛАСТ’ при региональном центре экономического образования существует уже несколько лет. Попасть туда не так просто: детей отбирают со всего города по результатам тестирования. Особенно стремятся сюда те, кто в недалеком будущем планирует поступать в экономические вузы.

Атмосфера в ‘ЭЛАСТе’ вполне серьезная. Лагерь объявляется государством со всей присущей ему атрибутикой, вводятся в оборот деньги, назначаются выборы президента, в которых участвуют и взрослые и дети. В этом году один из кандидатов в президенты построил свою предвыборную программу на идеях по защите прав потребителей.

Основы потребительских знаний не являются ‘профилирующими’ в программе лагеря, однако им отводится немало времени. На лекциях раскрываются азы потребительской грамоты, а на ‘практику’ школьники выходят ‘в свет’ — в магазины, на рынки. Порой не обходится без курьезов: однажды пришлось так долго ждать, пока продавец найдет сертификат на мороженое, что быстротающий продукт пришлось съесть.

P.S.

Опыт проведения подобных лагерей есть уже в нескольких городах. У каждого лагеря свое лицо, свои особенности — и это естественно, ведь такая форма работы с детьми дает большой простор для творчества. А то, что преподаватели, занимающиеся потребительским образованием, люди творческие, доказывает сама жизнь.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *